Конституционный Суд запретил отбирать жилье у добросовестных покупателей
Ранее мы рассказывали, что 02 июня 2017 года Конституционный Суд РФ в открытом заседании рассмотрел дело о проверке конституционности п. 1 ст. 302 Гражданского кодекса РФ. Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба гражданина Дубовца Александра Николаевича. Согласно оспариваемой норме, если добросовестный приобретатель купил имущество у лица, которое не имело права его отчуждать, то собственник вправе истребовать это имущество только в тех случаях, когда оно утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Дубцов А.Н. указывал, что в 2008 году купил квартиру, где поселился с женой и дочкой. Позднее выяснилось, что владелец жилья умер еще в 1994 году, не оставив наследников, то есть квартира как выморочное имущество должна была стать собственностью г. Москвы, однако в результате мошеннических действий попала на рынок недвижимости. Столичный департамент городского имущества оспорил сделку заявителя. В мае 2015 года Никулинский районный суд г. Москвы удовлетворил иск Департамента городского имущества г. Москвы о выселении Дубовца А.Н. из приобретенной им в 2008 году квартиры и передаче ее в собственность города, поскольку не признал его добросовестным приобретателем.
22 июня 2017 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 302 Гражданского кодекса РФ и запретил отбирать жилье у добросовестных покупателей.
Конституционный суд РФ, вынося решение, указал, что правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями должно осуществляться таким образом, чтобы гарантировать соблюдение конституционного права граждан на жилище. При этом оно должно отвечать требованиям ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам правоотношений.
Смысл оценочного понятия «добросовестный приобретатель» раскрыт в самой оспариваемой норме и конкретизирован Конституционным Судом в Постановлении от 21 апреля 2003 года № 6-П. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/ 22, а также в обзорах судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от добросовестных приобретателей по искам государственных органов и органов местного самоуправления, ему дано уточняющее разъяснение. Поэтому данное понятие не может рассматриваться как вносящее неопределенность в правовую норму.
Между тем, оспоренная норма не учитывает ненадлежащего исполнения своих обязанностей компетентными органами публичной власти, которые знали или должны были знать о наличии жилого помещения как выморочного имущества, но не предприняли своевременных мер для его регистрации в установленном порядке.
Истребование выморочного имущества у добросовестного приобретателя по искам органов публичной власти не должно происходить без учета факта государственной регистрации права собственности на жилое помещение и без оценки действий публичного собственника в лице уполномоченных органов. Иное означало бы существенное ограничение и умаление права добросовестных приобретателей.
Конституционный суд РФ постановил, что норма не допускает истребование выморочного имущества у гражданина, который полагался на данные Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и прошел регистрацию права собственности на имущество, если только в деле не выявлено, что он знал, либо должен был знать об отсутствии у продавца права распоряжаться спорным жилым помещением.
Правоприменительные решения по делу гражданина Дубовца Александра Николаевича подлежат пересмотру.
Принятое Конституционным Судом РФ постановление действительно является прецедентным и должно повлиять на судебную практику по аналогичным вопросам. После опубликования полного текста данного решения ЧРОСПО «Правосознание» обязательно разместит его на сайте в разделе «Рекомендации и советы».
Другие новости
60 лет со дня аварии на Производственном объединении «Маяк»
Сегодня, 29 сентября 2017 года, исполняется 60 лет со дня аварии на Производственном объединении «Маяк» 1957 года. В этот день произошла одна из крупнейших техногенных катастроф XX века, по некоторым источникам первая крупная радиационная авария техногенного характера в СССР – так называемая «Кыштымская авария». По разным данным, во время взрыва на ПО «Маяк» в атмосферу было выброшено до 20 миллионов Кюри, радиоактивное облако прошлось не только по Челябинской, но и по соседним областям, что естественно не могло не отразится на людях, в них проживающих.
Челябинская региональная общественная социально-правозащитная организация «Правосознание» в рамках проекта «Безопасность сделок с жильем и финансами» отмечает, что некоторые граждане, не желая погашать задолженность по кредитам, совершают не совсем правовые действия, в том числе со своим жильем. А чтобы вернуть все на свои места порой приходится обращаться в суд.
Челябинская региональная общественная социально-правозащитная организация «Правосознание» в ходе проекта «Правовая помощь: Безопасность сделок с жильем и финансами» регулярно предупреждает граждан о различных схемах мошеннических действий, в результате которых у населения похищаются денежные средства. Отрадно, что подобные схемы не только выявляются, но и порой пресекается их дальнейшая реализация, а также виновные лица привлекаются к ответственности.

Добавить комментарий