Телефон нашей организации: +7-912-77-82-707

работает по будням с 09.00 до 18.00 часов

Проблемы государственной защиты пострадавших от деятельности производственного объединения "Маяк" (Андрей Талевлин)

Проблемы государственной защиты пострадавших от деятельности производственного объединения "Маяк" (Андрей Талевлин)

Государственная защита пострадавших от деятельности производственного объединения "Маяк"

Талевлин А., Челябинск

Деятельность предприятий атомной индустрии не прошла не заметной для окружающей среды и человечества. Наряду с новым источником энергии атомная энергетика принесла человеку и природе проблему загрязнения радионуклидами окружающей среды. В результате повседневной деятельности предприятий атомной индустрии на территории нашей страны накоплено огромное количество радиоактивных отходов. Кроме того, развитие атомной энергетики в нашей стране связано с катастрофами на предприятиях этой отрасли. Одна только Чернобыльская катастрофа унесла жизни сотен тысяч человек и причинила огромный по своему размеру ядерный ущерб, возмещение которого не может быть обеспечено в рамках традиционных норм гражданского права, созданных в целях покрытия рисков обычного рода.

Радиоактивное загрязнение, наряду с усугублением экологического кризиса на планете, требуют от государства усилить защиту экологических прав граждан. Право на радиационную безопасность продекларированно в отечественном законодательстве. Существует даже отдельный блок федеральных законов, регулирующих отношения в этой области - Федеральные законы "О радиационной защите населения", "О радиационной безопасности населения", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и др.

Однако сама защита экологических прав, а также возмещение вреда, вызванного радиационными авариями, со стороны государства оставляют желать лучшего. Нередко, вместо государства на защиту прав граждан встают правозащитные общественные объединения. Об одном таком случае пойдет речь в настоящей статье.

Жительница города Челябинска Галия Закирова (имена и фамилии пострадавших изменены) требует от государства возместить ей и ее сыну вред, причиненный производственным объединением "Маяк" в результате своей деятельности.

Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Маяк" является одним из крупнейших предприятий атомной индустрии в мире. Наряду с военной продукцией (ядерная начинка для боезарядов) предприятие изготавливает некоторые компоненты и для мирной атомной энергии, а также оказывает услуги по переработке отработавшего ядерного топлива и утилизации радиоактивных отходов. На протяжении своей деятельности на Маяке произошли три крупных аварии. Первая аварийная ситуация сложилась в результате сброса в 1949-1951 годы жидких радиоактивных отходов в речную систему Теча - Исеть - Тобол. Всего по берегам этой водной системы радиационному воздействию подверглись 124 тыс. человек, из них 28,1 тыс. проживали на берегах реки Теча в Челябинской и Курганской областях. Эти жители получили наибольшие дозы - коллективная доза для них составила около 6 тыс. чел. Зв. Около 7,5 тыс. человек, переселенных из 20 населенных пунктов, получили средние эффективные эквивалентные дозы облучения/от 3,5 до 170 сЗв. Наибольшие дозы получили жители выселенного села Метлино (170 сЗв, численность населения - 1,2 тыс. человек).

Вторая радиационная авария обусловлена взрывом в хранилище радиоактивных отходов в 1957 году. Из хранилища в результате теплового взрыва были выброшены радионуклиды общей активностью 20 млн. Кu, из которых 18 млн. Кu осели вокруг хранилища, а 2 млн. Кu поднялись в атмосферу, образовав облако в северо-северо-восточном направлении от предприятия так возник Восточно-Уральский радиационный след, площадью 168 000 кв. км, в зоне воздействия которого оказались 217 населенных пунктов с общей численностью населения 272 тыс. человек (при расчете на плотность загрязнения по стронцию-90 - 0,1 Кu/км2). В разные сроки после аварии были переселены 10,2 тыс. человек. Жители трех населенных пунктов за 7-10 дней проживания до отселения получили в среднем дозу 52 сЗв; 2280 человек за 250 дней - около 17 сЗв; 7300 человек за 330-770 дней - около 6 сЗв. Коллективная эффективная эквивалентная доза для эвакуированных жителей составила 1,3 тыс. чел. Зв. Для жителей, оставшихся проживать в зоне повышенной радиоактивности, эта доза равна 4,5 тыс. чел. Зв.

Третья аварийная радиационная ситуация, связанная с пылевым ветровым переносом радионуклидов с обсохшей береговой полосы озера Карачай, привела к разносу радионуклидов общей активностью 0,6 млн. Кu на площадь 2700 км2 (изолиния 0,1 Кu/км2). При этом на этой территории были затронуты радиоактивными продуктами 63 населенных пункта (41,5 тыс. человек). В основном этот след наложился на существующее загрязнение территории за счет ВУРС. Доза внешнего облучения для 4800 жителей ближайшей зоны следа составила 1,3 сЗв. Всего повышенному воздействию радиации в результате всех аварийных ситуаций подверглось более 437 тыс. человек.

Галия Закирова проживала со своими родителями в деревне Надыров Мост, которая находилась на реке Теча в непосредственной близости от ПО "Маяк". После первой аварийной ситуации, когда стало очевидным переоблучение населения данный населенный пункт был ликвидирован, а жители расселены.

Прошло много лет. Галия стала жительнице города Челябинска и в 1995 году у нее рождается сын Марат, врачи ставят страшный диагноз - врожденный порок сердца и болезнь Дауна. После дополнительного обследования было установлено, что заболевания Марата вызваны воздействием радиации на его мать. С этого момента Галия Закирова с сыном инвалидом на руках пытается привлечь государство к ответственности.

Специалисты общественной организации "Правосознание" оказывают правовую помощь при взаимодействии Галии с государственными органами. Совместные усилия направлены на признание с помощью судебных инстанций права Марата Закирова пользоваться льготами, предоставленными детям и подросткам, страдающим болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей. Количество и качество таких льгот существенно отличаются от льгот предоставленным этой категории граждан Федеральным законом Российской Федерации "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Для сравнения: ежемесячное пособие детям, страдающим болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей, составляет 5000 рублей. Для детей, страдающих заболеваниями вследствие аварий на ПО "Маяк" ежемесячной компенсации вообще не предусмотрено.

Анализируя правовой статус детей, имеющих заболевания вследствие аварии на ПО "Маяк" в 1957 году и чернобыльской катастрофы, можно сделать следующие выводы.

Все поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы пользуются льготами статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а дети с такими же заболеваниями вследствие аварии на ПО "Маяк" в 1957 году этими льготами пользоваться не могут. Причем статья 12 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", дополнительно, ограничивает действие социальных гарантий только на первое и второе поколение детей граждан, указанных в статьи 1 этого закона.

Такое положение дел фактически устанавливает необоснованные и несправедливые различия между детьми, страдающими заболеваниями вследствие чернобыльской катастрофы и детьми, страдающими заболеваниями вследствие аварии на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. С точки зрения радиационного воздействия на организм человека чернобыльская катастрофа и авария, произошедшая на ПО "Маяк" в 1957 году, абсолютно одинаковы.

На момент написания настоящей статьи Галией, как законным представителем своего сына, пройдены уже многие судебные инстанции: Курчатовский районный суд г. Челябинска, Челябинский областной суд, Конституционный суд Российской Федерации (для более детального анализа в конце статьи есть ссылки на официальные документы).

Однако, пока не удается приравнять правовой статус (а, следовательно, количество льгот) детей, страдающих заболеваниями вследствие чернобыльской катастрофы и детей, страдающих заболеваниями вследствие аварии на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Если последняя судебная инстанция в нашем государстве Верховный Суд РФ не вынесет справедливое решение, Галия Закирова намерена обратиться в Европейский суд по правам человека.

Источник: сайт организации "Движение за ядерную безопасность" http://www.nuclearpolicy.ru

В проекте «Вернем долги «маяковцам»!»
√ Проблемы государственной защиты пострадавших от деятельности производственного объединения "Маяк" (Андрей Талевлин)

Добавить комментарий